Ростехнадзор выступает за изменение законодательства в части безопасной эксплуатации лифтов

Состояние парка лифтового оборудования в Российской Федерации, проблемные вопросы и пути их решения были рассмотрены на заседании Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

После вступления в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в 2013 году надзор за соблюдением установленных в нем требований согласно постановлению Правительства РФ был возложен на Ростехнадзор (в отношении лифтов на стадии эксплуатации), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (в отношении лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления, а также монтажа (за исключением монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль за соблюдением обязательных требований, установленныхтехническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора), а также на федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Размывание надзорных функций между несколькими органами при отсутствии требований, конкретно определяющих разграничение их полномочий и порядок взаимодействия, либерализация требований законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов повлекли изменение формы надзорной деятельности и сокращение численности инспекторского состава. Это повлекло за собой снижение уровня безопасности, что подтверждается фактами аварий на лифтах и несчастными случаями при их использовании.

Практика применения требований технического регламента Таможенного союза в Российской Федерации показала наличие правового вакуума нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасной эксплуатации лифтов: отсутствие требований к квалификации персонала, порядка учета лифтов, проведения планово-восстановительных ремонтов, организации диспетчерского контроля и т.д. Не реализован ряд пунктовтехнического регламента Таможенного союза, предусматривающих установление национальным законодательством государства — члена Таможенного союза порядка ввода лифтов в эксплуатацию, а также требований безопасности к утилизации лифтов.

При этом в настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению безопасности на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах, кроме эскалаторов в метрополитенах), входящих в систему инженерно-технического обеспечения зданий, в том числе конкретные требования к специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание лифтов, квалификации их работников и специалистов. Помимо этого изменения законодательства в области промышленной безопасности с выведением лифтов из категории опасных производственных объектов и вступление в силу требованийтехнического регламента Таможенного союза без конкретизации порядка их применения в нормативном правовом акте (в отличие от республик Беларусь и Казахстан, где указанные объекты сохранены как опасные производственные) в Российской Федерации привели к утрате требования по ведению учета лифтов, а также заменой требований о проведении технических освидетельствований и экспертиз промышленной безопасности лифтов лицензированными экспертными организациями на проведение оценки соответствия лифта аккредитованными организациями.

При этом у Ростехнадзора отсутствуют полномочия по надзору и проведению проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации. Это позволяет недобросовестным и непрофессиональным организациям выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства некачественно, без надлежащего обеспечения уровня безопасности, создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В рамках осуществляемых полномочий по настоящее время Ростехнадзором проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требованийтехнического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» при эксплуатации лифтов, а также выполняются работы, направленные на устранение упомянутого правового пробела в нормативном правовом регулировании. Службой разработаны: проект федерального закона «О внесении изменений в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации», проект постановления Правительства «О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов» и проект «Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов».

По результатам активного обсуждения данного вопроса на заседании Общественный совет при Ростехнадзоре решил продолжить работы по совершенствованию государственного надзора за соблюдением существующих требований и устранению пробелов в нормативном правовом регулировании в части безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов в целях усиления надзора за качеством обслуживания и ремонта лифтов, а также снижения риска возникновения в дальнейшем трагических случаев, вызываемых нарушениями в их работе.

Общественный совет при Ростехнадзоре совместно с профессиональными организациями (союзами) и заинтересованной общественностью предложил обратиться в адрес Правительства Российской Федерации с предложениями по рассмотрению следующих вопросов:

— о необходимости внесения изменений в постановление Правительства РФ, предусматривающее наделение Ростехнадзора полномочиями по надзору за ТР ТС 011/2011на стадиях проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации, в том числе предусматривающими право проведения проверок организаций, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтового хозяйства, а также осуществляющих оценку технического состояния лифта в процессе эксплуатации с применением к ним мер административного воздействия;

— о необходимости проработки комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов, в том числе в части действенного взаимодействия между государственными органами власти;

— об увеличении численности инспекторского состава Ростехнадзора для обеспечения качественного осуществления надзора за безопасностью лифтового хозяйства Российской Федерации.

Источник:
http://www.gosnadzor.ru/